Полезные советы

Берясь за изучение английского языка, вы, прежде всего, должны:

  1. четко определить цель, которую ставите перед собой;
  2. проанализировать свои возможности.

Надо иметь в виду, что, независимо от целей, сроков, способностей  английский  язык надо изучать в комплексе. На английском языке мы говорим, пишем, читаем,  английский  язык мы понимаем на слух.
Естественно, неправильным было бы уметь только читать, не понимая английской речи, или только говорить на английском языке, но не уметь прочесть написанное.

Однако в реальной жизни английский язык изучается неравномерно, и навыки чтения, письма, устной речи то и дело “опережают” друг друга в развитии. Родной язык ребенок познает по этапам: сначала он год-два только слушает, занимается, так сказать, аудированием, потом начинает говорить, и только с 4–6 лет учится читать и писать.

Для английского языка такие темпы, конечно, нереальны, поэтому очевидной становится необходимость четко решить для себя: зачем нужен английский язык, что вы собираетесь с ним делать, и, исходя из этого, расставлять приоритеты — прежде всего выбирая между устной и письменной речью.

Если вам нужно научиться читать тексты на английском языке по своей специальности и переводить свои статьи или резюме на английский язык, тогда, разумеется, следует начинать с грамматики английского языка. Это не значит, что вам не нужно слушать записи аудиокурсов — для овладения английским языком все это необходимо, — но пока это будут второстепенные цели.

С другой стороны, если вам придется регулярно сталкиваться с ситуациями реального общения на английском языке, то прежде всего нужно приобретать устные разговорные навыки. И здесь вам, конечно, не обойтись без грамматики английского языка и без заучивания новых английских слов, но приоритетом в этом комплексе будет ваша работа по развитию понимания английской речи на слух, заучиванию разговорных штампов.

Вторым важнейшим фактором, который надо учитывать, принимаясь за изучение английского языка, являются личные возможности человека.
В это понятие входят: финансовые возможности, время, способности и тип нервной системы.

Рассмотрим лингвистические способности.

Известно, что человек имеет преимущества при изучении английского языка, если:

1) обладает хорошей слуховой дифференциальной чувствительностью, то есть различает звуки и их оттенки, узнает их в потоке речи и имитирует их;

2) обладает достаточным объемом памяти.

Когда жалуются на плохую память, имеется в виду недостаточный объем механической памяти, когда английские слова просто “не запоминаются”. Это чаще всего явление возрастное (речь не обязательно идет о старческом возрасте), которое является своеобразной платой за жизненный опыт — информацию, полученную мозгом. Хорошая механическая память — это не уставший быстрый ум. Было бы грустно, если бы показатели механической памяти с возрастом просто ухудшались и ничем не компенсировались. Но в том-то все и дело, что с возрастом, с увеличением жизненного опыта, ухудшением механической памяти улучшаются показатели логической памяти.

Конечно, для запоминания новых английских слов нужна хорошая механическая память. Ее нужно тренировать, но и подстраховывать себя использованием логики, ассоциаций и эмоций при запоминании.

3) обладает словесно-логическим мышлением.

В этом случае человек может усваивать английский язык индуктивно, переходя от частного к общему. Поняв какое-то правило на конкретном примере, он логически переносит этот частный случай на другие схожие ситуации и распространяет свое знание с частного на общее, расширяя таким образом свои возможности понимания и говорения.

Короче говоря, лингвистические способности — это память, слух и логика.

Человеку очень важно знать себя, свои слабые и сильные стороны, чтобы компенсировать свои слабости с помощью своих же сильных сторон.

Вы плохо понимаете английскую речь на слух? Тренируйтесь, старайтесь побольше слушать английскую речь, при этом подключайте логику, старайтесь догадаться, о чем идет речь.

Плохо запоминаете английские слова? Старайтесь придумать какой-нибудь логический способ запоминания, используйте ассоциативное мышление.

Если авторы учебника или рекламного объявления гарантируют иностранный язык на блюдечке с голубой каемочкой за считанные недели, обещая методику, при которой от вас не потребуется никакого напряжения, а одно сплошное удовольствие, – это сказки, мифы, “развод”. Невозможно серьезно выучить язык меньше чем за полгода, и даже в этом случае ни один компетентный преподаватель не возьмется гарантировать стопроцентный результат. Слишком многое зависит от вашей трудоспособности, усидчивости, памяти, артистизма, воображения и, конечно, от правильного выбора педагога.

Значение аудиокниг

Большинство из тех, кто хочет овладеть иностранным языком, не имеют возможности общаться с его естественными носителями. Оплачивать репетиторов не каждому из нас по карману. За отсутствием практики речевой навык теряется, знания сходят на нет. Для того, чтобы язык не забывался необходимо, чтобы английская речь была постоянно на слуху. Именно благодаря этому условию многие люди, оказавшиеся за границей осваивают язык чужой страны за очень короткие сроки. Для тех же, кто не имеет возможности проживать в стране изучаемого языка, хорошим подспорьем в его изучении являются аудиокниги.

Аудиокниги представляют собой синтез написанного и произносимого текста. Слушатель одновременно следит за текстом на экране и слушает, как читает этот текст диктор. Твердо установлено, что прослушивание аудиокниг, начитанных профессиональными дикторами совместно с параллельным чтением их текста облегчает изучение языка. Различными исследованиями британских и американских ученых доказано, что подобный метод преподнесения учебного материала сокращает до 30% времени необходимого для запоминания новых слов. Этому способствует различные факторы, наиболее значимым из которых является синхронная работа левого (отвечающего преимущественно за декодирование зрительных сигналов) и правого (фокусирующегося на восприятии аналогичных по смыслу звуков, пауз, ударений и т.п.) полушарий мозга. Это позволяет увеличивать воспринимаемый объем знаний и служит вспомогательным приемом тренировки речевой памяти.

Таким образом, аудиокниги предоставляют возможность расширения словарного запаса слушателя, облегчают понимание как устной, так и письменной речи. Они могут служить орудием для достижения прогресса в области произношения и дикции. Аудиокниги это сильная, гибкая система, структура которой способствует быстрому пониманию и усвоению информации. Аудиокниги помогают сделать иностранный язык гибким орудием общения. Сегодня все больше и больше преподавателей осознают ценность внедрения аудиокниг в процесс обучения.

Каких результатов можно ожидать от использования аудиокниг?

1. Аудиокниги повышают качество языкового навыка и грамотность. Они формируют словарный запас, стимулируют воображение, повышают беглость чтения. При помощи аудиокниг можно ознакомиться с частотными структурами предложения, моделями произношения.

2. Аудиокниги способствуют повышению объема воспринимаемой информации за единицу времени и развивают любовь к чтению.

3. Аудиокниги выравнивают возможности слушателей в аудитории. Они снабжают нас дополнительными, самыми современными языковыми выражениями и оборотами, стимулируя способности понимания, независимо от индивидуальных способностей. В результате учащиеся становятся способными к совместному обучению, с радостью участвуют в совместных мероприятиях, протекающих в дружной атмосфере. 
Также аудиокниги способствуют развитию умения выделять главное и исключать детали, развивают навыки трансформации языкового и структурного оформления предложений в сторону нормативности, простоты и лаконичности.

Методика работы с аудиокнигами проста, но, тем не менее, приносит щедрые плоды.

  • Для начала сконцентрируйтесь на общем понимании текста. Старайтесь уловить его главную мысль. Если вы не понимаете о чем идет речь, можно уточнить значение отдельных слов в словаре.
  • Во время слушания концентрируйтесь на точном произношении каждого слова.
  • Следуйте принципу “Лучше немного, но тщательно, чем много, но поверхностно”. После того, как поймете текст в общем, с целью пополнения активного словарного запаса, уточняйте значение непонятных слов.

Для этого выберете какой-либо отрывок и полностью переведите его на русский язык. Вы узнаете много новых слов: эпитетов, синонимов уже известных вам слов.

  • Занимайтесь регулярно. Выделите занятием определенное время и занимайтесь каждый день. Помните, что понемногу, но часто лучше, чем много, но иногда.
  • Когда устный текст будет звучать для вас также ясно и понятно, как текст на русском языке, переходите к пассивному слушанию: за рулем автомобиля, выполняя какую-либо работу, отдыхая. Чем больше времени вы потратите на это занятие, тем глубже и эффективнее будет ваше обучение.
  • Для того, чтобы перевести слова и выражения из пассивного запаса в активный делайте следующее: читайте вслух, запоминайте синтаксические конструкции, записывайте свою речь на аудионоситель, для того, чтобы сравнить свое произношение с произношением диктора.

Аудиокниги это одно из эффективных средств усовершенствования владения английским языком. Конечно, процесс обучения потребует у вас сил и времени. Но цель, к которой вы придете в итоге, того стоит!